22 марта 2010 г.

Свой домен - Google Apps часть третья, веб-сайт

Как известно набор интернет-сервисов будет неполным, если в него не включить инструмент для создания веб-сайта. Для этого и предназначены Google Sites - интересный, но очень неоднозначный инструмент. Давайте попробуем создать на нем сайт-визитку фирмы и посмотрим что из этого получится.
Для начала хочется заметить что Google Sites довольно сильно отличаются от привычных нам CMS. В первую очередь это касается способов, которые используется для добавления на сайт новых функций. В "классической" СMS чтоб добавить новую функцию вы вынуждены написать (или взять готовый) модоль, разместить его у своего хостинг-провайдера и подключить его к используемой CMS. В случае с Google Sites все происходит немного не так - вы ищите не модуль, а сервис-провайдера, который предоставляет вам услуги с необходимым функционалом и использует соотвествующий гаджет Google для включения этого веб-сервиса в страницу Вашего сайта. Нет конечно теоретически вы можете сами написать модуль, разместить его на каком-нибуть хостинг-провайдере, создать соотвествующий гаджет и включить его в веб-страницу ващего веб-сервера. Это хороший вариант, но надо учитывать что придется разместить этот гаджет в каталоге гаджетов Google и соотвественно он станет общедоступным. Представляете какую нагрузку это может создать на хостинг, если гаджет вдруг станет популярным? Собственно гаджеты Google это способ включить в свою страничку произвольный html-код, включая JavaScript, или говоря иначе - гаджет Google это просто фрейм. Но собственно создание гаджетов Google это опять же тема для отдельного разговора
Итак приступаем к созданию сайта-визитки. Первое на что обращают внимание - это дизайн сайта. Сразу замечу - возможности по управления дизайном на троечку, не более. Сайт разделен на 4е области, это заголовок сайта, боковая панель, область содержания и нижний колонтитул.
  1. Заголовок сайта может выводить название сайта (цвет названия и цвет фона выбирается), содержать строку поиска по сайту и картинку. Все. Что-то развесистое в плане дизайна делается одним способом - красивой картинкой, туда даже невозможно вынести навигацию по сайту.
  2. Нижний колонтитул зарезервирован Google для так называемых "ссылок сайта", пара из них полезны остальные откровенно рекламируют Google Sites. Впрочем шрифт там мелкий, так что все это выглядит не очень навязчиво.
  3. Боковая панель, может располагаться справо или слева и имеет регулируюму ширину. В первую очередь предназначена для размещения элемента с навигацией по сайту. Гаджет функционально вполне достаточный для сайта-визитки, но вот в плане возможностей изменения его оформления - полная беда. Хотите иметь навигацию с укращениями? Видимо придется использовать второй полезный элемент боковой панели - текстовое поле и конструировать навигацию в нем, непосредственно редактируя html-код. В принципе набор элементов боковой панели весьма скуден и собственно все полезные я имхо перечислил.
  4. Соственно страница с содержанием сайта, тут возможностей для дизайнера немного поболее. В принципе имхо с моей точки зрения если хочется более-менее навороченного дизайна, то придется отключать заголовок и боковую панель и мучать html-код на странице с содержанием. В принципе для страниц с содержанием предлагается 9 "макетов", определяющих расположение блоков информации (их позиция на странице увы жестко задана и изменению не подлежит, но с другой стороны этого хватает), а так же 5 шаблонов - веб-страница, объявления, файловый менеджер, список и начальная страница. Сразу замечу, что обычно вы будете использовать шаблон веб-страница, а вот начальная страница это не то что вы думаете, а что-то типа iGoogle для сайтов Google Apps.
А ну да - темы сайта. Предлагается их некоторое количество, как создать свой - не понятно. Разумеется все предлагающиеся шаблоны - страшны и аляповаты. К сожалению я не понял как можно изменить некоторые элементы оформления сайта, такие как например шрифт панели навигации или например расположение строки поиска и названия сайта относительно картинки в заголовке (сверху или снизу оной) иначе как меняя тему. Славу богу все аляповатости темы можно снести и заменить на свои элементы офрмления. Есть еще и шаблоны сайта - тоже весьма загадочная и непонятная для вещь, хотя шаблон можно создать свой в отличае от темы. Такое впечатление что Google пытается активно понять - как же дать людям возможность выбрать прилиный дизайн для своих сайтов с одной стороны, а с другой - чтоб мозги этим загружали себе не все, а небольшое количество дизайнеров. Но пока они очевидно находятся в процессе поиска решения.
Собственно с возможность дизайна разобрались. Сразу скажу - я считаю что для сайта визитки вполне хватит красивой картинки в заголовке и имеющейся панели навигации, если хочется развесистого дизана, форумов и т.д., то имхо стоит обратить внимание на другие инструменты, да тот же uCoz например. Или вообще обратиться к классическому хостеру, поставить понравившуюся CMS и делать сайт в ней.
Итак для начала определимся с содержанием, а потом посмотрим - какие инструменты предлагаются для реализации. Для типового сайта-визитки характерны следущие разделы:
  • О фирме
  • Новости
  • Контакты
  • Цены (Прайс-лист)
  • Вакансии
 Старинчки "О фирме" и "Вакансии" ничего сложного из себя не представляют, это простые станички с шаблоном "Веб-страница". Создаем, и далее в симпатичном WYSIWYG-редакторе  выбираем макет, вставляем картинки и/или гаджеты (если надо) набиваем необходимый текст и... выдаем первую порцию матюгов в адрес Google - оказывает они упорно не хотят добавить в интерфейс своего редактора две кнопочки - выравнивание текста по обоим краям и красную строку (отступ первой строки в абзаце). Нет я понимаю что американские правила типографики этого не требуют, но у нас это является обязательным требованием... Что делать? Ну там есть такая кнопочка - html, жмем ее и заключаем каждый абзац в теги: 
<div style="text-align: justify; text-indent: 20px;">Наш абзац.</div>
Да-да, господа - на дворе давно 21й век, а для выполнения подобных базовых операций нам по прежнему приходится править html-код ручками... Американский эгоцентризм неискореним. Для упрощение процеду проще всего сначала отцентровать или выровнять по правому краю все абзацы, начать редактировать html-код, тупо скопировать его в любой текстовый редактор, тот же notepad и заменить все <div style="text-align: center;"> (или right разумеется) на <div style="text-align: justify; text-indent: 20px;">. Да вы права угадали - в редакторе html от гугля нет никаких средств автоматизации работы, не только поиска с заменой, но даже и простого поиска! 21й век однако... Впрочем это объяснимо - Google упорствует в том что для создания веб-страниц их методом править html практически никогда не нужно, поэтому какие-либо развитые средства для этого просто не нужны. Ну насколько это мнение гуглевских маркетологов соотвествует истине можно судить по приведенному выше тесту.
Пару слов о ссылка типа mailto:, в которых вы указываете почтовые адреса - отсуствуют какие-либо средства защиты этих ссылок от спам-ботов. Поэтому будте готовы что на размещенные адреса скоро хлынет поток спама, впрочем с другой стороны GMail неплохо справляется с его фильтрацией. Есть еще проблема с добавлением к почтовому адресу ?subject= - гуглевский валидатор ссылок нередко ругается на подобные ссылки если они содержат пробелы и нелатинские символы. Борьба - простая и традиционная, правим html.
Еще полезная возможность для раздела "О фирме" - с помощью гаджета легко и просто можно вставить презентацию из Google Docs или видео с YouTube.
Новости - более интересная страница. Для создания новостной ленты существует отдельный шаблон и гаджет. Шаблон используется для создания собственно новостной ленты (мини-блога), гаджет предназначен для размещение нескольких последних новостей на другой странице, например - на главной. Вообще поразительно, но не смотря на тот факт что у Google в распоряжении есть такой мощный движек для создания блогов как Blogger, шаблон новостной ленты в Google Sites получился весьма убогим - нет возможности создать полноценную аннотацию новости, только вывести несколько первых строк в качестве аннотации, нет возможности разбить новости на несколько групп, нет возможности даже указат сколько новостей на страницу будет приходиться в новостной ленте, при этом задать количество отображаемых новостей в гаджете - можно. Теоретически можно использовать новостную ленту для создания простенького каталога. Так же можно попытаться использовать Blogger в качестве новостной ленты - соотвествующий гаджет имеется. Но получается довольно убого раз, два - во фрейме постоянно вылезает панель нафигации Blogger, что выглядит не очень красиво.
Контакты - обычная веб-страница, из полезных "примочек" это возможность вставлять гаджет к Google Maps со схемой проезда. Теоретически можно и Яндекс-карты, благо соответствующий гаджет имеется, но он работает весьма криво - например у меня постоянно слетал масштаб отображаемой области и вместо небольшого куска карты вылезала вся карта Москвы. Наверно победимо, но мне было лень. Здесь же можно использовать формы - создаете некую форму, например для регистрации и все что человек туда напишет будет размещено в электронной таблице Google Docs, с которой эта форма связана. Владелец таблицы может получать извещение на e-mail о том что в эту таблицу что-то добавилось. Из минусов - возможности по оформлению внешнего вида этих форм очень убоги.
Цены (Прайс-лист) - пожалуй наиболее интересное и полезное использование Google Docs, вы можете вставить гаджет непосредственно содержащий электронную таблицу с прайс-листом. А заодно - ссылки позволяющие загрузить этот прайс лист в различных форматах - MS Excel (.xls), Adobe Acrobat Reader (.pdf), OpenOffice... Прайс лист можно загрузить в Google Docs прямо из MS Excel (с помощью плагина OffiSync) или OpenOffice (с помощью плагина ooo2gd), но есть одно важное ограничение - размер файла не может быть более 1Мб. Оба плагина - бесплатны (для OffiSync есть как бесплатная так и платная версии). Очень важный момент - оформление прайс-листа в редакторе электронных таблиц надо продумывать таким образом чтоб оно прилично смотрелось на веб-странице, что может создать определенные сложности, особенно если доверить это дело менеджеру по продажам.
Во общем как мы видим с помощью Google Sites можно быстро сваять несложный сайт-визитку небольшой фирмы. С дизайнерской точки зрения - бедненько, но с практический - достаточно удобно и информативно. Хочется также заметить что Google Sites содержат некоторый набор инструментов, явно ориентированных на создание внутреннего сайта фирмы и обеспечения совместной работы через него. Но это отдельная тема, которую я пока что не изучал.

Комментариев нет:

Отправить комментарий